Статьи

Памяти Владимира Викторовича Грайворонского (4.IV.1937–9.X.2024)

Выпуск
2024 год № 6
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Страницы
266 - 268
Аннотация
 
 
Получено
07.05.2025
Статья
9 октября 2024 г. после тяжелой продолжительной болезни на 88-м году жизни скончался выдающийся российский монголовед, заведующий сектором Монголии Отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН, доктор исторических наук, дипломат Владимир Викторович Грайворонский.
Владимир Викторович родился 4 апреля 1937 г. в г. Харькове, Украинская ССР, в семье служащих. В 1954 г. поступил на Восточное отделение факультета международных отношений МГИМО МИД СССР, которое окончил в 1960 г. по специальности «международные отношения, референт по странам Востока». После окончания института, в 1960–1966 гг., работал переводчиком монгольского языка в Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. Результатом этой работы стало блестящее знание монгольского языка. В 1966 г. он пришел на работу в Институт востоковедения АН СССР, сотрудником которого (с перерывами) являлся до последнего дня жизни. Начинал Владимир Викторович свою научную деятельность младшим научным сотрудником, затем был старшим, ведущим, главным научным сотрудником, заведующим сектором Монголии. Основной темой его исследований на начальном этапе был кочевой образ жизни монгольских аратов и переход их на оседлость. В 1975 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Некоторые проблемы оседания кочевников (Опыт МНР. 1921 – сер. 1970х гг.)», в 1996 г. – диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Современное аратство Монголии: социальные проблемы переходного периода (1980–1995 гг.)».
В.В. Грайворонский – автор более 150 научных работ, в том числе семи индивидуальных монографий, разделов в десяти коллективных монографиях, ответственный редактор и член редколлегий многих коллективных монографий и сборников статей. Его монографии «От кочевого образа жизни к оседлости (на опыте МНР)» (М., 1979), «Кооперированное аратство Монголии: изменения в уровне жизни (1960–1980 гг.) (М., 1982), «Монголия: изменения в структуре семейных бюджетов сельского населения при переходе от социалистической модели развития к рыночной» (М., 1996), «Современное аратство Монголии: социальные проблемы переходного периода (1980–1995 гг.)» (М., 1997), «Реформы в социальной сфере современной Монголии» (М., 2007), «Изменения в уровне жизни населения Бурятии (Россия), Монголии и Внутренней Монголии (Китай) в конце ХХ – начале ХХI вв.» (Улан-Батор, 2014; доп. изд. – 2015), «Монголия в начале ХХI в. (политика, экономика, общество)» (М., 2017) стали настольными книгами для нескольких поколений специалистов-монголоведов и заинтересованных читателей в России, Монголии и других странах. За годы работы в Институте востоковедения круг научных интересов Владимира Викторовича заметно расширился – он исследовал вопросы экономического развития Монголии, различные аспекты советско/российско-монгольских отношений, внешней и внутренней политики Монголии, национальные интересы страны в треугольнике Россия – Монголия – Китай и многие другие.
Дважды Владимир Викторович находился на дипломатической работе: в 1982–1988 гг. был вторым, затем первым секретарем Посольства СССР в МНР; в 1996–2000 гг. – советником Посольства Российской Федерации в Монголии. Бывая в стране в научных командировках, а затем работая в Посольстве, он объездил почти всю страну, побывал в каждом аймаке, поэтому статью к 80-летию Владимира Викторовича, человека коммуникабельного, легко вступавшего в контакт с местным населением на монгольском языке, его коллеги озаглавили: «Он знает почти каждого монгольского арата».
Знавшие лично Владимира Викторовича отмечали, что он трепетно относился к Монголии. Такое отношение к стране, которую он изучал в течение нескольких десятилетий, было одной из причин того, что он стал крупнейшим специалистом в области новейшей истории Монголии, ее политического и социально-экономического развития, истории и современного состояния российско-монгольских отношений, проблем номадизма и седентаризации в современной Монголии. Интерес к Монголии у Владимира Викторовича не угасал, его личная библиотека постоянно пополнялась новыми книгами, которые он не просто ставил на полку, но читал их и работал с ними.
Владимира Викторовича высоко ценили, уважали и любили и российские, и монгольские коллеги как профессионала высочайшего уровня и человека, безгранично и преданно любившего Монголию. И эта любовь была взаимной. Можно долго перечислять известных монгольских ученых, к сожалению, уже ушедших из жизни, которые с уважением относились к их советскому коллеге – тогда он был для них просто Володей. Это и президенты Академии наук Монголии Б. Ширендыб (1961–1982), Б. Чадраа (1996–2000), Б. Энхтувшин (2008–2016), и академики и доктора наук – Ш. Бира, Ч. Далай, Ш. Нацагдорж, Х. Пэрлээ, Н. Ишжамц, Л. Лхамсурэн, Б. Балдоо и многие другие. Не менее уважительно к Владимиру Викторовичу всегда относились его монгольские коллеги среднего и младшего поколения, в том числе президент Академии наук Монголии Д. Рэгдэл, а также академики Ц. Батбаяр и С. Чулуун, доктора наук О. Батсайхан, Д. Золбоо, А. Нямдолжин, Д. Алтай, Д. Шурхуу, Н. Алтанцэцэг и другие – те ученые, с которыми наш сектор Монголии под руководством Грайворонского тесно сотрудничал в последние годы и продолжает сотрудничать. Многие монгольские друзья и знакомые Владимира Викторовича называли его монголом, что было высшей похвалой от самих монголов и означало, что этот человек – абсолютно свой, а Монголия для него – вторая родина.
Профессиональные качества, такие как энциклопедические знания о Монголии, высочайшая работоспособность, ответственность и добросовестность Владимира Викторовича, сочетались в нем с необычайной скромностью, тактичностью, уважительным отношением к людям, добротой и готовностью всегда прийти на помощь своим коллегам, а также тем, кто только начинает свой путь исследователя – молодым специалистам из российских научных центров и из Монголии. За это его уважали и любили.
В.В. Грайворонский являлся членом российской части Комиссии по сотрудничеству между РАН и АН Монголии в области общественных наук, почетным членом Международной ассоциации монголоведения (2006), почетным доктором Института международных исследований АН Монголии (2013), почетным доктором Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБТ) СО РАН (2022). Он принимал участие в III–ХII Международных конгрессах монголоведов (Улан-Батор, 1976–2023), международных и российских конференциях и симпозиумах в России, Монголии, Китае, Японии, Германии. Был заместителем председателя Российского общества монголоведов, членом правления Общества друзей Монголии; входил в состав совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по историческим и политическим наукам Института востоковедения РАН. Был экспертом Российского совета по международным делам.
Заслуги В.В. Грайворонского в области монголоведения были высоко оценены: он награжден орденом Монголии «Полярная звезда» (2011), медалью «Найрамдал» (1982), медалью «800 лет Великого Монгольского государства» (2006) и другими монгольскими медалями, а также медалью И.Ю. Крачковского (Институт востоковедения РАН, 2021) и медалью Б. Барадина (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2022).
Владимир Викторович был прекрасным семьянином, заботливым внимательным мужем, отцом, любящим дедушкой и прадедушкой. Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Владимира Викторовича, вместе с ними скорбим о его кончине. Светлая память о Владимире Викторовиче Грайворонском навсегда останется в наших сердцах, а его имя – в истории российского и мирового монголоведения.
Отдел Кореи и Монголии ИВ РАН