Статьи

Гончарный круг в Египте второй половины 1-го тысячелетия до н.э.: иноземное влияние или технический прогресс?

Выпуск
2020 год № 6
DOI
10.31857/S086919080012655-7
Авторы
Раздел
СТАТЬИ
Страницы
18 - 31
Аннотация
Статья посвящена древнеегипетским гончарным технологиями второй половины 1-го тысячелетия до н.э. Основными источниками исследования являются рельефы и роспись из древнеегипетских храмов VI в. до н.э. – II в. н.э. Все храмы находятся на территории Верхнего Египта, в том числе и в оазисах. Гончарные круги, представленные в статье, разделены по типам (ручной/ножной). Основным отличием ножного круга от ручного заключается в наличии у первого махового колеса в нижней части. Анализ изобразительных источников показал, что в указанный отрезок истории Древнего Египта сосуществовали ручные и ножные гончарные круги с разными конструкциями. И если известно, что древнеегипетские гончары использовали ручные гончарные круги приблизительно с XXVII в. до н.э., то ножной гончарный круг появляется в источниках только с конца VI в. до н.э. На многих глиняных сосудах VI в. до н.э. – II в. н.э. (в качестве примера приведены материалы раскопок Российской археологической экспедиции Центра египтологических исследований РАН в Мемфисе (Египет)) есть чёткие и резкие регулярные гончарные полосы, указывающие на то, что они были сделаны на гончарном круге. Однако сложно установить, какой именно круг использовал гончар.
По сей день вопрос относительно появления в Древнем Египте ножного гончарного круга остаётся открытым из-за ограниченного количества источников. Возможно, он был перенят египтянами в результате контактов с персами в конце VI в. до н.э. Это предположение не лишено смысла, так как многие исследования показали, что персы, завоевавшие Египет, влияли на культуру его народа в VI–V вв. до н.э. Однако по той причине, что гончарство в Египте было развитым ремеслом, то не исключается возможность того, что древние египтяне сами его сконструировали.
Получено
03.11.2024
Статья
Изучение древних ремесленных технологий является важной составной частью исторических исследований. Оно позволяет судить не только о степени развития технологий у того или иного народа, но и о социокультурных и экономических процессах. Исследователи обращаются не только к археологическим, письменным, изобразительным, эпиграфическим источникам, но и к этнографическим исследованиям, а также к результатам экспериментальной археологии. Так, в египтологии уже были введены в научный оборот результаты изучения технологий по производству различных материалов и организации ремесленных мастерских1. Не остаётся в стороне и древнеегипетское гончарство [Лукас, 1958, p. 553-582; Малых, 2010, с. 134-167; An Introduction…, 1993; Doherty, 2013; Doherty, 2020, p. 122-140; Ancient Egyptian materials…, 2000, p. 121-147].


1. См. например [Лукас, 1958; Ancient Egyptian materials…, 2000; Nicholson, 2007; Nicholson, 2013].


Источниками информации о гончарных технологиях второй половины I тыс. до н.э. в Египте выступают в первую очередь изобразительные источники (табл. 1). Мастерские по производству керамики и орудия гончаров являются самой малочисленной категорией по сравнению с количеством глиняных сосудов, обнаруживаемых во время археологических исследований в Египте [An Introduction…, 1993, p. 41-83; Doherty, 2020, p. 126-128, table 2; Marchand, 2014]. Вероятно, это связано со сложностью идентификации и тех, и других памятников [Цетлин, 2012, с. 208; Doherty, 2020, p. 122; Orton, Hughes, 2013, p. 128-129].

Методология изучения гончарных кругов и терминология.


При обращении к историографии, где освещаются различные вопросы, связанные с эволюцией гончарного круга, становится очевидным, что существует несколько исследовательских подходов. Их могут рассматривать с точки зрения его функционального назначения или конструкции [Цетлин, 2012, с. 208-209; Цетлин, 2017, с. 45]. В первом случае они разделяют его на «круг медленного вращения» и «круг быстрого вращения» [Moorey, 1994, p. 146-148], а во втором – «поворотный столик», «ручной гончарный круг» и «ножной гончарный круг» [Цетлин, 2012, с. 208-209; Цетлин, 2017, с. 45; An Introduction…, 1993, p. 41-83].
В зарубежных монографиях и коллективных трудах, в которых рассматриваются общие вопросы по изучению древнеегипетской керамики, исследователи чаще придерживаются второго подхода [An Introduction…, 1993, p. 41-83; Materials and technologies…, 2000, p. 125-126], однако иногда встречаются и определения, присущие первому подходу [Holthoer, 1977, p. 31-34]. В настоящей статье круги рассматриваются с точки зрения их конструкции.
Важным отличием гончарных кругов от остальных орудий гончара заключается в том, что они создают центровочное вращение, которое используется для формовки сосуда [An Introduction…, 1993, p. 41; Цетлин, 2012, с. 210]. Поэтому их конструкция отвечает необходимости создавать это движение разной скорости [Цетлин, 2012, с. 210]. Основными функциональными частями гончарных кругов являются верхний диск или рабочая площадка, маховое колесо (или маховик) и центровочная ось [Цетлин, 2012, с. 212, рис. 101]. На верхнем диске происходит формовка сосуда; маховое колесо и ось вращают рабочую поверхность, что зависит от сложности конструкции орудия. Так, Р. Холтхоер указывает, что верхний диск может выполнять одновременно функцию маховика и рабочей площадки [Holthoer, 1977, p. 31]. Как отдельная часть маховое колесо появляется у ножного гончарного круга: гончар крутит его ногой и обеими руками формует сосуд на рабочей поверхности. При этом ось соединяет эти две части и обеспечивает вращение верхнего диска [Holthoer, 1977, p. 31].
Как показали многочисленные исследования гончарных кругов по всему миру, у разных народов это орудие имело разнообразные конструкции, которые изменялись на протяжении всей истории [Цетлин, 2012, с. 210; An Introduction…, 1993, p. 41-83].

Критерии разделения гончарных кругов.


Источниками являются четырнадцать рельефов и одна роспись из храмов Позднего и греко-римского периодов. Разумно было бы предположить, что необходимо ориентироваться на конструкцию гончарных кругов, и делить их на группы именно по принципу наличия или отсутствия функциональных частей. Исходя из этого, критериями для анализа изображений гончарных кругов в этом исследовании являются:
  1. общий облик конструкции гончарного круга (высота оси, количество изображённых функциональных частей);

  1. изображение работы мастера за кругом (например, нога гончара может быть показана в движении, насколько это позволяли древнеегипетские традиции, если он сидит за ножным гончарным кругом, и наоборот).

Основываясь на этих критериях, гончарные круги на изобразительных памятниках VI в. до н.э. – II в. н.э. разделены на две группы: ручные гончарные круги (SWR2) и ножные гончарные круги (KWR3).


2. См. Табл. 1: simple wheel’s representations – изображения ручного гончарного круга.

3. См. Табл. 1: kick-wheel’s representations – изображения ножного гончарного круга.


Ручной гончарный круг на низкой оси4.




4. Англ. the low simple wheel/the wheel with a short axis [An Introduction…, 1993, p. 44-56].


На рельефе помещения L [Winlock, 1941: p. 7, pl. XXXII] святилища в храме Амона в Хибисе в оазисе Харга есть изображение круга SWR 1, у которого верхний диск объединён с осью средней высоты, закруглённой в нижней части. Строительство основной части храма приходилось на время правления XXVII – XXX династий [Winlock, 1941, p. 7-19] с последующими дополнениями, сделанными в греко-римский период [Winlock, 1941, p. 20-33]. Исследуемый рельеф находится в части храма, отнесённой Г. Уинлоком к первой фазе строительства – к правлению Дария I (510–490 гг. до н.э.) [Porter, Moss, 1991, p. 277-290]5.


5. В литературе была высказана точка зрения, что строительство храма в Хибисе было начато ещё Псамметихом II (595-589 гг. до н.э.). Подробнее см. [Colburn, 2014, p. 177-179].


Следующее по хронологии изображение SWR 2 происходит из маммиси, датированного правлением Птолемея VII (145-144 гг. до н.э.), храма в Ком Омбо [Porter, Moss, 1991, p. 179-203, 199 (21-22)]. От рельефа сохранилась лишь нижняя часть: ручной круг с низкой осью, на котором стоит ребёнок (?), а за орудием – богиня (?). Верхний диск и ось, как и в предыдущем случае, объединены.
Уже к римскому периоду относится рельеф SWR 3 из храма Хатхор в Дендере [Porter, Moss, 1991, p. 41-110]. Он выполнен на северной стене святилища маммиси времён императора Траяна и, соответственно, датируется 98-117 гг. [Porter, Moss, 1991, p. 104, 105 (17-21)]. Бог Птах завершает создание царя в образе ребёнка, который стоит на гончарном круге. Верхний диск и ось объединены, а сама конструкция стоит на возвышении.
Ручные гончарные круги с едиными верхним диском и осью известны по изобразительным и археологическим источникам с эпохи Древнего царства [Малых, 2010, с. 153-155; An Introduction…, 1993, p. 44-49]. До этого единичные изображения демонстрируют, что у гончарных кругов верхний диск и ось были раздельными [An Introduction…, 1993, p. 44-45] Более ранняя версия имела низкую ось, как у орудия на рельефе SWR 2, и существовала уже во времена V династии (ок. 2504/2454-2347/2297 гг. до н.э.) и продолжает использоваться в последующие эпохи [An Introduction…, 1993, p. 46-47]. Одновременно с этим изобразительные источники эпохи Среднего царства (2119–1794/93 гг. до н.э.) указывают на происходившее развитие конструкции гончарного круга: его ось становится средней высоты, подобно тем, которые отмечены на рельефах SWR 1 и 3 [An Introduction…, 1993, p. 46-48].
Появление ручного круга с едиными верхним диском и осью было важным изменением в гончарных технологиях, так как позволяло мастеру раскручивать круг, чтобы сформовать сосуд от донца до верхней части, что ускоряло процесс производства и улучшало качество продукции [An Introduction…, 1993, p. 45-46]. Анализ следов на стенках глиняных сосудов, датированных V-VI династиями, также подтвердил, что в это время происходили изменения в гончарном производстве [Малых, 2010, с. 155; An Introduction…, 1993, p. 46].

Ручной гончарный круг на высокой оси6.




6. Англ. the tall-stemmed simple wheel [An Introduction…, 1993, p. 56-61].


На египетских рельефах это устройство имеет несколько вариантов конструкций: у них бывает короткая или длинная рабочая площадка.
Гончарные круги на рельефах из маммиси храма в Эдфу (SWR 4) и маммиси храма на о. Филэ (SWR 5) имеют одинаковую конструкцию, за исключением отдельных деталей. Соответственно, первое изображение датируется правлением Птолемея VII (145-144 гг. до н.э.) [Porter, Moss, 1991, p. 173-174 (83-86)], а второе – правлением Августа (27 г. до н.э. – 14 г.) [Porter, Moss, 1991, p. 227, 228 (221-222)]. Оба круга имеют высокую центровочную ось, расширяющуюся в нижней части, и короткий верхний диск с пятой. Отличие заключается в форме рабочей площадки: на рельефе SWR 4 она имеет сглаженный контур, в то время как на изображении SWR 5 показана прямоугольная площадка.
Ещё два изображения происходят из тех же храмов: из уже упомянутого маммиси храма в Эдфу (SWR 6) [Porter, Moss, 1991, p. 173-174 (83-86)] и маммиси храма на о. Филэ (SWR 7) [Porter, Moss, 1991, p. 224 (178-179)]. Они были созданы во времена правления Птолемея VII и Птолемея VIII (145–116 гг. до н.э.) [Holthoer, 1977, p. 25]. Их конструкция напоминает те, которые показаны на изображениях SWR 4 и 5, но они отличаются более широкой рабочей площадкой.
Вместе с тем рабочие площадки с пятой гончарных кругов на рельефах SWR 4, 5 и 6 показаны над осью, а не вставленными в неё. Подобные изображения известны уже со Среднего царства: гробница Джухтихотепа из Дейр эль-Берша [An Introduction…, 1993, p. 57, fig. 67]. Как предполагают учёные, художник мог специально показывать таким образом конструкцию орудия [An Introduction…, 1993, p. 57].
Ножной гончарный круг7.


7. Англ. the kick-wheel [An Introduction…, 1993, p. 79-83].


Конструкция орудия считается наиболее совершенной. Его отличие от ручного круга заключается в наличии двух кругов: махового колеса (англ. the fly-wheel) или нижнего диска [Цетлин, 2017, p. 46], которое находится в нижней части оси и за счёт него приводится в движение верхний круг. Причём нижний диск обычно должен быть больше и тяжелее верхнего [An Introduction…, 1993, p. 80]. При работе на подобном устройстве гончар может формовать сосуд обеими руками, что, несомненно, убыстряет и упрощает процесс гончарного производства.
Ножные гончарные круги с единой центровочной осью и рабочей площадкой.
Одно из первых изображений гончарного круга находится на южной стене святилища A храма в Хибисе (KWR 1) [Davies, 1953, pl. 4 (регистр I)]. Оно датируется 510–490 гг. до н.э. [Winlock, 1941, p. 7, pl. XXXII], как и рельеф SWR 1. Сам круг состоит из грибовидного махового колеса и прямоугольной верхней части, которая является объединёнными осью и рабочей площадкой. Бог Хнум формует сосуд на нём, крутя правой ногой маховое колесо.
Практически аналогичное орудие показано на рельефе на западной стене святилища Осириса на крыше храма Исиды на о. Филэ (KWR 2) [Porter, Moss, 1991, p. 248-249 (402)]. Оно датируется римским периодом, однако не исключается и более ранняя датировка [Holthoer, 1977, p. 26 (LPA 12)]. Отличие заключается в формах функциональных частей: ось и рабочая площадки имею форму усечённого внизу конуса, а маховое колесо – простого плоского треугольника.
Равным образом на изображениях встречается ножной гончарный круг, у которого иная форма верхней части. Так, на откосе входа в святилище A уже упомянутого храма Амона в Хибисе сохранилось изображение бога (предположительно, Хнума), формующего юного царя на ножном гончарном круге (KWR 3) [Davies, 1953, pl. 5 (регистр I)]. Орудие имеет маховое колесо в форме гриба, а верхней части придана форма цилиндра с раскрывающимися основанием и верхней площадкой. Подобно другим рельефам из этого храма он датируется 510–490 гг. до н.э. [Winlock, 1941, p. 7].
Аналогичную форму оси имеют два гончарных круга на росписи маммиси храма бога Туту в Келлисе (KWR 4), найденной в 1995 г. в ходе экспедиции Проекта исследования оазиса Дахла [Beetles, 2011, p. 215-217]. Маммиси датируется ранним II в. н.э. [Beetles, 2011, p. 216]. И хотя роспись сохранилась во фрагментах, она была реконструирована исследователями8. На ней изображены в живой манере боги Птах и Хнум-Ра, формующие на кругах ребёнка [Beetles, 2011, p. 235] и яйцо. Ось орудия Птаха чуть более низкая, по сравнению с орудием Хнума-Ра. Они крутят ногами нижнюю часть оси, выступающей в роли махового колеса. Основания кругов показаны в виде прямоугольника, в который вставлен стержень, соединяющий верхнюю часть орудия с его основанием.


8. Подробно о реконструкции см. [Beetles, 2011].


Ножные гончарные круги с составной конструкцией.


На северной стене мамисси фараона XXX династии Нектанеба I (380–362 гг. до н.э.) [Porter, Moss, 1991, p. 105] храма в Дендере есть изображение бога Хнума, сидящего за невысоким ножным гончарным кругом (KWR 5). Его маховое колесо и основание имеют грибовидную форму, и они отделены от верхней части. Центровочная ось имеет напоминает вытянутый цилиндр с раскрывающейся верхней частью, на которой находится трапециевидная рабочая площадка.
В том же храме зафиксировано ещё два изображения гончарных кругов (KWR 6 и 7), но они относятся ко времени правления римского императора Траяна (98-117 гг. н.э.). Оба представлены на стенах маммиси храма в Дендере [Holthoer, 1977, p. 25-26 (LPA 9), fig. 37; Porter, Moss, 1991, p. 103-104 (10)-(16), p. 105 (17)-(21)]. На западной стене святилища [Holthoer, 1977, p. 25-26 (LPA 9); Porter, Moss, 1991, p. 103-104 (10)-(16)] изображён гончарный круг (KWR 6), конструкция которого в общих чертах напоминает орудие на рельефе KWR 5. Он имеет полукруглое основание, на котором закреплено маховое колесо, состоящее из трапециевидной и прямоугольной части. Ось имеет конусовидную форму, а рабочая площадка – полукруглую.
Другое изображение находится на северной стене святилища (KWR 7) [Holthoer, 1977, p. 26 (LPA 11), fig. 39; Porter, Moss, 1991, p. 105 (17)-(21)]. Нижняя часть гончарного круга показана в форме треугольника с осью, оканчивающейся маховым колесом; верхняя ось имеет вытянутую цилиндрическую форму с небольшим прямоугольной подставкой и рабочей площадкой на ней.
Более условное изображение гончарного круга (KWR 8) происходит из святилища Осириса на крыше храма Исиды на о. Филэ, где также есть рельеф KWR 2 [Porter, Moss, 1991, p. 248-249 (400)]. За ним работает бог Птах, крутя правой ногой маховое колесо. Его конструкция отчасти напоминает KWR 2, но у этого орудия есть верхний диск (?) прямоугольной формы.
По сравнению с древнеегипетскими свидетельствами о ручном гончаром круге, источников о ножном гончарном круге заметно меньше. Как считает большинство исследователей, до конца VI–V вв. до н.э. отсутствуют любые свидетельства использования древними египтянами ножного круга [An Introduction…, 1993, p. 79-83]. Любопытно, что при обращении к литературе, посвящённой гончарным технологиям на Ближнем Востоке второй половины I тысячелетия до н.э. и в эпоху господства Римской империи, оказалось, что исследователи также ссылаются древнеегипетские изобразительные источники [Moorey, 1994, p. 147; Peacock, 1982, p. 55-57, fig. 24]. Пока что они являются самыми ранними, и можно сказать, что единственными, не только для Египта, но и всего Средиземноморского региона [An Introduction…, 1993, p. 79-83].
Этнографические исследования, проведённые на территории современного Египта, показали, что египетские гончары всё ещё используют ножные гончарные круги [Малых, 2008; An Introduction…, 1993, p. 66-68, 81; Brissaud, 1982; Doherty, 2020, p. 130-136; Henein, 1997]. Но их конструкция и форма функциональных частей имеют мало сходства со своими древними предшественниками.

Выводы.


Итак, изобразительные источники показали, что с середины VII в. до н.э. Египте сосуществовали ручные и ножные гончарные круги. Причём если первые известны ещё с Древнего царства, то свидетельства о ножном гончарном круге появляются только в последней четверти VI вв. до н.э. (Поздний период).
По всей видимости, круги имели разнообразные конструкции с разным количеством функциональных частей. По мнению Р. Холтхоера, чем больше последних, тем более развито гончарное производство [Holthoer, 1977, p. 31]. При этом гончарный круг применялся не только для формовки, но и на других этапах производства. Так, исследователи обратили внимание, что в сценах на рельефах SWR 1 и 2 боги используют гончарный круг не для создания царя, а для его завершения (то есть они, условно говоря, его «расписывают», а не «формуют») [An Introduction…, 1993, p. 49].
В то же время перед исследователями, изучающими древнеегипетскую керамику, всё ещё стоит проблема выделения чётких признаков технологических следов на сосудах. Одним из немногих трудов, где представлены признаки того, на каком круге9 – ручном или ножном – был сделан сосуд, является «Введение в древнеегипетскую керамику», увидевший свет в 1993 г. [An Introduction…, 1993, p. 49-56, 61-69, 83]. Его авторы отмечают, что на глиняных сосудах, одновременных появлению ножного гончарного круга в Египте, следы имеют те же признаки, как и на более ранней керамике, сформованной на высоком ручном гончарном круге [An Introduction…, 1993, p. 83]. Они отличаются лишь своей угловатостью, которую, по мнению исследователей, можно было получить, при вытягивании сосуда на ножном гончарном круге. Также с введением этого орудия мастера могут делать более тонкие стенки сосудов [An Introduction…, 1993, p. 83].


9. Подразумеваются следы на сосудах, датированных после Древнего царства. О технологических следах на сосудах Раннего и Древнего царств см. [Doherty, 2013].


Изучение глиняных сосудов из Мемфиса, датированных Поздним и греко-римским периодами, показало, что на некоторых типах сосудов, например кувшинах и сосудах с изображение бога Бэса [Ярмолович, 2018; Yarmolovich, 2015] (рис. 1, 3), горшках с моделированной подвенчиковой частью [Ярмолович, 2017] (рис. 2) регулярные гончарные полосы имеют угловатые очертания, а стенки отличаются тонкостью. Эти признаки позволяют лишь предположить, что сосуды из Мемфиса были сделаны на ножном гончарном круге, и не исключает того, что для их производства гончары могли использовать и ручной круг. По всей видимости, данный вопрос может быть решён только посредством проведения экспериментов по реконструкции древнеегипетского гончарного круга конца 1-го тысячелетия до н.э.
Как же мог появиться ножной гончарный круг у египетских ремесленников? Однозначного ответа на этот вопрос всё ещё нет, что логично, учитывая отсутствие достаточного количества источников и сложность их интерпретации. В данном случае есть две рабочие гипотезы. Керамисты уже ставили вопрос, могли ли ахемениды, пришедшие в Египет в последней четверти VI в. до н.э., принести это орудие, но доказать это пока не получилось [An Introduction…, 1993, p. 79]. Д. и Б. Астоны, проанализировав керамику из археологических раскопок некрополя Нового царства в Саккаре, отметили, что в V в. до н.э. происходит изменение в формах сосудов и их чаще начинают делать из светложгущихся (мергельных) глин [Aston D.A., Aston B.G., 2010, p. 183]. Они объясняли это появлением ножного гончарного круга в Египте, либо распространением этого нового для египтян орудия на его территории [Aston D.A., Aston B.G., 2010, p. 183]. Однако в своей другой статье Д.А. Астон практически повторяет эту мысль, но уже не объясняет это появлением ножного гончарного круга в Египте [Aston, 2011, p. 69].
Возможно, значительные изменения в керамическом корпусе происходили не только из-за введения ножного гончарного круга в инвентарь мастеров. Эти причины могли лежать несколько глубже, поскольку общеизвестен факт, что гончарство является крайне консервативным ремеслом. Любые изменения в его традициях (и в особенности такие радикальные, как введение нового вида орудия, на котором к тому же нужно было учиться работать) должны были иметь веские причины [Цетлин, 2012, p. 66; Moorey, 1994, p. 141]. Несомненно, персы влияли на культуру египтян, и гончарство не осталось в стороне от этого процесса, что уже не раз было продемонстрировано в специальных исследованиях [Малых, 2018; Ярмолович 2017(2); Ярмолович, 2019; Defernez, 2011]. И согласно исследованиям керамики сиро-палестинского региона, в VII в. до н.э. ассирийские гончары начали использовать ножной гончарный круг [Moorey, 1994, p. 147-148]. Поэтому персы, пришедшие в Египет в VI в. до н.э., вполне могли принести это орудие.
В то же время не стоит забывать, что древнеегипетское гончарство на момент прихода ахеменидов в Египет существовало не одно тысячелетие: оно имело свою историю, навыки, традиции и технологии. Поэтому, пока не будет доказано обратное, нельзя исключать того, что египтяне могли сами разработать ножной гончарный круг.
Таблица 1. Древнеегипетские изображения гончарных кругов Позднего, Птолемеевского и Римского периодов10
Кат. № Откуда Датировка Тип гончарного круга Изображение Публикации
SWR 1 Помещение L, храм Амона в Хибисе, оазис Харга Правление Дария I (510-490 гг. до н.э.), XXVII династия, Поздний период Ручной гончарный круг на низкой оси по [Davies, 1953, pl. 27] [Davies, 1953, pl. 27; Holthoer, 1977, p. 23; Porter, Moss, 1991, p. 277-290; Winlock, 1941: p. 7, pl. XXXII]
SWR 2 Маммиси храма в Ком Омбо Правление Птолемея VII (145-144 гг. до н.э.), Птолемеевский период Тот же самый по [Morgan, 1895, pl. 1:1] [Holthoer, 1977, p. 25; Morgan, 1895, pl. 1:1; Porter, Moss, 1991, p. 179-203, 199 (21-22)]
SWR 3 Северная стена святилища маммиси, храм Хатхор в Дендере Правление Траяна (98-117 гг.), Римский период Конструкция та же самая, ось становится выше по [Holthoer, 1977, p. 26, fig. 38] [Holthoer, 1977, p. 26, fig. 38; Porter, Moss, 1991, p. 41-110, 104, 105 (17-21)]
SWR 4 Южная стена маммиси храма в Эдфу Правление Птолемея VII (145-144 гг. до н.э.), Птолемеевский период Ручной гончарный круг на высокой оси (короткий верхний диск) по [Holthoer, 1977, p. 24, fig. 33] [Holthoer, 1977, p. 24 (LPA5, a), fig. 33; Porter, Moss, 1991, p. 173-174 (83-86)]
SWR 5 Внешняя стена (северная) святилища маммиси храма на о. Филэ Правление Августа (27 г. до н.э. – 14 г.), Римский период Тот же самый по [Holthoer, 1977, p. 25, fig. 36] [Holthoer, 1977, p. 25 (LPA 8), fig. 36; Porter, Moss, 1991, p. 227, 228 (221-222)]
SWR 6 Южная стена маммиси храма в Эдфу Правление Птолемея VII (145-144 гг. до н.э.), Птолемеевский период Ручной гончарный круг на высокой оси (длинный верхний диск) по [Holthoer, 1977, p. 24, fig. 33] [Holthoer, 1977, p. 24 (LPA5, b), fig. 33; Porter, Moss, 1991, p. 173-174 (83-86)]
SWR 7 Западная стена помещения II маммиси храма на о. Филэ Правление Птолемея VIII (145–116 гг. до н.э.), Птолемеевский период Тот же самый по [Holthoer, 1977, p. 25, fig. 35] [Holthoer, 1977, p. 25 (LPA 7), fig. 35; Porter, Moss, 1991, p. 224 (178-179)]
KWR 1 Южная стене святилища A храма в Хибисе, оазис Харга Правление Дария I (510-490 гг. до н.э.), XXVII династия, Поздний период Ножной гончарный круг с единой центровочной осью и рабочей площадкой по [Davies, 1953, pl. 4 (регистр I)] [Davies, 1953, pl. 4 (регистр I); Winlock, 1941, p. 7, pl. XXXII]
KWR 2 Западная стена святилища Осириса на крыше храма Исиды на о. Филэ Римский период (?) Тот же самый по [Holthoer, 1977, p. 26, fig. 40] [Holthoer, 1977, p. 26 (LPA 12), fig. 40; Porter, Moss, 1991, p. 248-249 (402)
KWR 3 Откосе входа в святилище A храма Амона в Хибисе Правление Дария I (510-490 гг. до н.э.), XXVII династия, Поздний период Тот же самый по [Davies, 1953, pl. 5 (регистр I)] [Davies, 1953, pl. 5 (регистр I); Winlock, 1941, p. 7, pl. XXXII]
KWR 4 Маммиси храма бога Туту в Келлисе, оазис Дахла Ранний II в. н.э. Тот же самый по [Beetles, 2011, p. 248, fig. 13] [Beetles, 2011]
KWR 5 Cеверная стена мамисси храма в Дендере Правление Нектанеба I (380–362 гг. до н.э.), XXX династия, Поздний период Ножной гончарный круг с составной конструкцией по [Holthoer, 1977, p. 23, fig. 29] [Holthoer, 1977, p. 23 (LPA 1), fig. 29; Porter, Moss, 1991, p. 105]
KWR 6 Западная стена святилища маммиси храма в Дендере Правление Траяна (98-117 гг.), Римский период Тот же самый по [Holthoer, 1977, p. 26, fig. 37] [Holthoer, 1977, p. 25-26 (LPA 9), fig. 37; Porter, Moss, 1991, p. 103-104 (10)-(16)]
KWR 7 Северная стена святилища маммиси храма в Дендере Правление Траяна (98-117 гг.), Римский период Тот же самый по [Holthoer, 1977, p. 26, fig. 39] [Holthoer, 1977, p. 26 (LPA 11), fig. 39; Porter, Moss, 1991, p. 105 (17)-(21)]
KWR 8 Восточная стена святилища Осириса на крыше храма Исиды на о. Филэ Римский период (?) Тот же самый по [Champollion, 1835, pl. LXXXVII] [Champollion, 1835, pl. LXXXVII; Porter, Moss, 1991, p. 248-249 (400)]