Учебные поездки в Китае как инструмент повышения качества образования
Выпуск
2023 год
№ 1
DOI
10.31857/S086919080023910-8
Авторы
Страницы
151 - 162
Аннотация
В последнее десятилетие Китай продолжает вести активную политику в реформировании системы образования и повышении качества человеческого капитала, создавая среду, благоприятную для социально-экономического развития государства. Развитие образовательной сферы происходит по всем направлениям, и реформы уже не ограничиваются только обязательным девятилетним образованием. Власти подчеркивают необходимость качественного обучения и предпринимают шаги для совершенствования образовательного процесса. «Высокое качество» образования должно быть всесторонним, так как оно является ключевым способом обеспечить долгосрочный экономический рост всей страны в целом. В подобных условиях развитие сегмента учебных поездок, как инструмента для расширения кругозора учащихся и развития их практических навыков, становится все более популярным, в связи с чем и получил поддержку властей. Учебные туры организуются школами в соответствии с особенностями региона, возрастом учащихся и потребностями содержания учебных программ по конкретным предметам. Целью подобных поездок за пределы школы является обогащение знаний учащихся начальных и средних школ, знакомство с природой и культурой, а также получение опыта коммуникации в обществе и принятия самостоятельных решений.
Несмотря на вызовы, связанные с пандемией коронавируса COVID-19, сегменту в целом удалось справиться с кризисом и выйти на новый виток развития. Незадолго до начала реализации Политики «двойного сокращения», нацеленной на сокращение объемов домашних заданий и внеучебной нагрузки, и повышение качества образования и его доступности для всех слоев населения, учебные поездки стали неотъемлемой частью образовательных программ начальных и средних школ страны, однако это направление все еще находится на пути формирования и стандартизации.
Сегодня все чаще отмечается, что учебные поездки сегодня наследуют и развивают традиционную китайскую философию образования «прочитать тысячу книг и проехать тысячу миль», и становятся важным новым содержанием и новым инструментом качественного образования в стране.
Несмотря на вызовы, связанные с пандемией коронавируса COVID-19, сегменту в целом удалось справиться с кризисом и выйти на новый виток развития. Незадолго до начала реализации Политики «двойного сокращения», нацеленной на сокращение объемов домашних заданий и внеучебной нагрузки, и повышение качества образования и его доступности для всех слоев населения, учебные поездки стали неотъемлемой частью образовательных программ начальных и средних школ страны, однако это направление все еще находится на пути формирования и стандартизации.
Сегодня все чаще отмечается, что учебные поездки сегодня наследуют и развивают традиционную китайскую философию образования «прочитать тысячу книг и проехать тысячу миль», и становятся важным новым содержанием и новым инструментом качественного образования в стране.
Получено
03.11.2024
Статья
Введение
В связи с проводимыми в последние годы в Китае реформами национального образования и необходимостью развития системы качественного обучения, так называемые учебные туры получили новый стимул к развитию, а их роль в системе образования КНР становится все более заметной.
Под учебными турами/поездками (研学 yánxué) подразумеваются "внешкольные образовательные мероприятия, сочетающие в себе проведение исследовательских работ, экскурсий, путешествий, организованных отделами образования и школами в плановом порядке посредством групповых поездок и совместных работ", обычно проводимых государственными школами в сотрудничестве с туристическими агентствами [Гоцзя чжунчанци цзяоюй…, 2010].
Привычные зимние и летние лагеря, зарубежные учебные поездки, интегрированные в учебный процесс, практические мероприятия, весенние и осенние туры и экскурсии - все это в широком смысле относится к учебным турам и поездкам. Тематика, как правило, охватывает различные виды практической деятельности в области культуры, истории, расширения кругозора и проведения научных исследований.
Учебные поездки рассматриваются как важный инструмент в построении системы качественного образования и помогают поддерживать интерес учащихся к учебе, развивать навыки мышления, принятия независимых решений, а также способствуют «укреплению коллективного сознания». Именно поэтому подобные мероприятия постепенно вошли в учебные планы всех образовательных учреждений Китая.
Целью данного исследования было проследить историю развития нового направления внеклассной деятельности в Китае, рассмотреть процесс организации и содержания учебных поездок, их связь с учебным процессом и качеством образования, а также изучить влияние пандемии и новых образовательных реформ на реализацию внеклассных активностей.
В связи с тем, что подобный формат дополнительного образования является для Китая относительно новым явлением, для рассмотрения вопроса особое внимание было уделено нормативным правительственным документам и ряду проведенных исследований и опросов, позволяющих оценить первые годы развития этого образовательного сегмента.
Автор целенаправленно уделяет внимание развитию направления практических внеклассных мероприятий только в китайских школах, поскольку несмотря на имеющийся схожий опыт в других странах, подобное компаративная работа может лечь в основу отдельного комплексного исследования.
История вопроса
В 2010 году в «Национальной среднесрочной и долгосрочной программе реформ и развития образования» в рамках учебного процесса было предложено активно проводить научные исследования, общественные работы и практику, а в 2013 году в Национальной программе по туризму и отдыху (2013-2020 гг.), изданной Госсоветом КНР, впервые было предложено «постепенно внедрять учебные поездки для учащихся начальной и средней школы» [Гоминь люйю сюсянь…, 2013; Чжунсяосюэ сюэшэн фу цзинвай…, 2014]. В 2014 году Министерство образования выпустило «Руководство по учебным поездкам учащихся начальной и средней школы за границу», которое определяет содержание обучения, сроки, механизмы и зоны ответственности за организацию безопасности летних и зимних учебных поездок учащихся начальной и средней школы в другие государства [Цзяоюй бумэнь 11 бумэнь…, 2016].
В 2016 году Министерство образования совместно с 11 другими ведомствами выпустили «Предложения о развитии направления учебных поездок для учащихся начальных и средних школ», после чего учебные туры были окончательно включены в официальные учебные программы. В документе говорится, что "местные органы власти должны отвести учебным турам более важное место в учебном процессе и способствовать их здоровому и быстрому развитию" [Чжунсяосюэшэн цзунхэ шицзянь…, 2017].
Ключевыми целями были названы следующие:
- Разработка учебных поездок с “воспитательным, педагогическим эффектом”.
- Создание специализированных передовых центров по организации учебных поездок для школ, например, по окружающему миру, географии, истории и др.
- Налаживание механизмов организации учебных туров, распределения ответственности и гарантии безопасности.
- Стандартизация и упорядочение содержания поездок,
- Повышение квалификации лиц, занимающихся подготовкой и проведением подобных туров.
В документе подчеркивается тот факт, что учебные поездки не должны проводиться с целью извлечения прибыли, особенно это касается менее развитых регионов и семей с низким уровнем дохода.
Кроме того, впервые зашла речь о необходимости привлечения специализированных компаний по страхованию подобных мероприятий целью предотвращения несчастных случаев и повышения уровня безопасности подобных поездок.
В 2017 году Министерство образования выпустило "Руководство для учебных программ по проведению комплексных практических мероприятий для учащихся начальной и средней школы", в котором были даны более конкретные рекомендации по организации учебных поездок. В том же году бывшая Национальная администрация туризма выпустила "Правила по организации услуг учебных туров" [Цзиньшинянь люйюсинъе…, 2020].
В период 13-го пятилетнего плана национального экономического и социального развития КНР (далее - «13-я пятилетка») (2016-2020 гг.) центральное правительство выделило 4,6 млрд юаней из специальных лотерейных фондов на поддержку развития внешкольного образования для несовершеннолетних, включая поддержку проектов по наращиванию потенциала внеклассных мероприятий, учебных лагерей и туров для учащихся начальных и средних школ.
С 2016 году стал наблюдаться рост количества новых зарегистрированных компаний по организации учебных туров, туристические агентства совместно с учебными заведениями создали специализированные отделы по организации учебных поездок, а ряд компаний в сфере недвижимости также начали рассматривать построение учебного процесса в школьных лагерях в качестве одного из направлений своего бизнеса. 2019 год стал годом настоящего всплеска интереса к учебным турам.
По данным консалтингового агентства 天眼查 (Tiānyǎnchá), количество зарегистрированных предприятий, связанных с учебными турами, увеличивается в среднем на 7-8 тыс. ежегодно, и в настоящий момент в стране насчитывается уже около 50 000 подобных организаций [“Шисыу” Вэньхуа чанье…, 2021].
Влияние пандемии коронавируса на отрасль
Пандемия COVID-19, разразившаяся в начале 2020 г., привнесла немало трудностей в развитие сегмента школьных поездок. В начале 2020 г. в период зимних каникул все учебные туры были полностью прекращены, а летний сезон, обещавший стать одним из самых насыщенных и активных, также оказался неудовлетворительным.
Хотя в июле того же года Министерство культуры и туризма выпустило документ о возобновлении поездок между провинциями, весь образовательный сектор, включая школы и родителей, был более чем осторожен из-за высокой степени неопределенности в отношении направлений и маршрутов поездок и соображений безопасности здоровья детей. От международных поездок пришлось переходить к исключительно к внутренним, между провинциями, а от провинциальных – к городским. Все это привело к значительному сокращению организованных школами внеклассных мероприятий для учащихся.
По сравнению с туристической отраслью в целом, школьные поездки пострадали значительно больше и восстанавливались медленнее. Ведущие компании столкнулись со значительным спадом, стагнацией бизнеса и падением доходов. Так, например, в первой половине 2020 г. доход туристической компании 乐旅 (Lèyóu) составил 38,5 млн юаней, что на 60,7% меньше, чем в 2019 г.. В 2020 финансовом году доход компании 世纪明德 (Shìjì Míngdé) от учебных поездок внутри страны составил 77,34 млн юаней, что на 84,17% меньше по сравнению с 2019 г., а от международных поездок – на 78,63% ниже (8,99 млн юаней), чем годом ранее [Гоцзя чжунчанци цзяоюй…, 2010].
Малые и средние предприятия столкнулись с проблемами финансирования. Согласно «Отчету о данных по инвестициям и финансированию в индустрии туризма за последнее десятилетие», опубликованному компанией 企查查 (Qǐcháchá), 118 тыс. предприятий в туристической отрасли прекратили свою деятельность в 2020 г. [“Шисыу” Вэньхуа чанье…, 2021] Это относится и к компаниям, занимающимся организацией учебных туров, которым по-прежнему необходимо было платить высокую арендную плату и покрывать иные оперативные расходы.
В период пандемии государственные и местные органы власти ввели политику поддержки развития туризма, компании освобождались от налоговых льгот и получали субсидий, что несомненно стало значительной помощью, особенно для малых и средних предприятий. Хотя организации, работающие со школами, и получили значительно меньшие средства в качестве поддержки властей, тем не менее, они смогли использовать время для сокращения излишних расходов, усовершенствования своих программ, улучшения инфраструктуры и освоения онлайн-пространства.
Министерством культуры и туризма в июне 2021 г. опубликовало «План развития культуры в период 14-ой пятилетки», где говорится об «поощрении развития культурного туризма, знакомства с культурным наследием, объектами нематериального культурного наследия, а также о разработке новых ознакомительных туров, объединяющих в себе богатый культурный опыт, технологические инновации, популяризацию знаний, развлечения и отдых, а также нацеленных на взаимодействие родителей и детей» [Чжунго циньцзы юй…, 2020].
Уже сейчас число людей, записавшихся на образовательные поездки в 2022 году, вернулось к допандемийному уровню, а прием на некоторые учебные программы, по словам руководителей учебных заведений, в несколько раз превышает 2021 г. Так, количество заказов на ознакомительные туры на поисковой платформе 去哪儿 (Qùnǎr) в первом полугодии 2022 г. превысило 70% от аналогичного периода прошлого года; данные платформы Ctrip о летних путешествиях также показывают, что количество ознакомительных учебных туров выросло более чем на 650% по сравнению с летом 2020 г., а объем поиска соответствующих продуктов увеличился более чем в два раза [Гоцзя чжунчанци цзяоюй…, 2020]. По разным данным к началу 2021 г. насчитывалось более 6 тыс. практических занятий, проводимых в рамках поездок, и более 7 тыс. маршрутов на различным направлениям [Шуци яньсюэ ю жэньшу тунби…, 2021].
Согласно статистике Китайского института промышленных исследований, объем рынка учебных туров в Китае достиг 17 млрд юаней в 2020 году, с почти 7 млн внутренних и международных участников (включая 5 млн учебных туров внутри страны). По прогнозам компании Hua Han Travel Group, в ближайшие 3-5 лет доля учебных поездок в рамках школьной программы будет стремительно расти, а общий объем рынка превысит 100 млрд юаней [ Гуаньюй цзиньибу цзяньцин…, 2021]. Хотя организация основной части мероприятий лежит преимущественно на школах (34%) и учреждениях дополнительного образования (36%), однако постепенно становится все больше туристических (10%), общественных частных компаний (около 5-6% на каждую подгруппу), а также компаний посредников (4-5%), которые расширяют свою деятельность в этом направлении [Чжунсяо сюэшэн шуцзя яньсюэ…, 2021].
Реализация политики «двойного сокращения»
После вступления в силу Политики «двойного сокращения» в июле 2021 г., сегмент дополнительного образования испытал на себе значительный удар, в результате которого вся деятельность подобных учреждений должна была быть переориентирована на работу по дисциплинам, не входящим в обязательную школьную программу.1 Занятия по физическому воспитанию, музыка и искусство, а также практические занятия (включая обучение информационным технологиям, трудовое и технологическое обучение) теперь становятся неотъемлемой частью программ учреждений дополнительного образования, школьных лагерей и учебных туров [Гуаньюй цзиньибу цзяньцин…, 2021].
1. Политика «двойного сокращения» - постановление правительства Китая от 24.07.2021 об обязательном сокращении объемов домашних заданий и внеучебной нагрузки (双减政策 shuāngjiǎn zhèngcè). Цель данных мер — снижение нагрузки учащихся, повышение качества образования и его доступности для всех слоев населения.
Министерство образования также разъяснило, что «дворцы молодежи, молодежные центры, научно-практические образовательные лагеря, музеи и другие места внеклассной активности должны придерживаться принципа общественного благосостояния», увеличить часы работы, и особенно должны быть открыты для учащихся начальных и средних школы после 15:30, по выходным, а также в периоды летних и зимних каникул. И хотя прибыль в краткосрочной перспективе значительно сократится, тем не менее компании, занимающиеся организацией учебных мероприятий, активно участвуют в работе, так как в рамках государственной политики это может принести значительные бонусы именно в долгосрочной перспективе.
Планируется, что в будущем учебные туры должны стать более систематизированы, при этом конкуренция на рынке растет и разработчики программ учебных поездок охватывают все новые направления, не только традиционную культуру, историю и технологии, но и здоровье, экологию и многие другие. После старта реализации Политики «двойного сокращения» глава Департамента физической культуры, здоровья и искусства Министерства образования Китая отметил, что на ряду с “сокращениями” важно претворять в жизнь и “увеличение” таких активностей, как искусство, музыка, спорт и труд на открытом воздухе [“Шуанцзянь”дэ тунши туйдун…, 2021].
В разгар пандемии большинство подобных мероприятий пришлось свернуть. Международные поездки прекратились, однако это стимулировало развитие направлений в рамках городов и освоение исторического контекста того или иного региона. Стали создаваться комбинированные программы, состоящие не только из посещения музеев и знакомства с культурой и историей города, но и проведения каких-либо дополнительных активностей, способствующих развитию интереса учащихся. Так, например, в 2021 г. почти 76% всех учебных поездок проводились в черте города, где проживают учащиеся, и только 21% - с выездом в соседние провинции. Более половины проводимых мероприятий носили научно-популярный характер и включали в себя посещение различных исторических, естественно-научных и художественных музеев, а также занятия детей в разного рода учебных лагерях (13%) и поездки в природоохранные зоны и заповедники для проведения практических занятий (12%) [Чжунсяо сюэшэн шуцзя яньсюэ…, 2021]
Одновременно с этим в отрасли началось параллельное развитие онлайн составляющей, практически полностью отсутствующей до пандемии. В период закрытия школ на карантин появилось все больше дистанционных продуктов, которые должны были стать своебразным дополнением к проводимым оффлайн мероприятиямм.
Сейчас подобный онлайн-формат используется для определенных этапов подготовки и реализации учебных внеклассных активностей. Это могут быть дистанционные лекции, онлайн-встречи перед поездками для решения организационных и других вопросов, на отдельных платформах дети могут получать небольшие задания, которые они должны выполнить после участия в поездке, и где можно разместить фотографии и отзывы с мероприятия и многое другое. В планах Министерства образования - создание единой национальной платформы, охватывающей все провинции страны, где можно будет получить актуальную и полную информацию о всех возможностях участия и проведения подобных внеклассных программ.
Steam-образование и учебные поездки
Вслед за началом реализации Политики «двойного сокращения», многие учреждения дополнительного образования прекратили свою деятельность в сфере обязательного девятилетнего обучения, переориетировавшись на сегмент STEAM-образования и учебных поездок.2 В последнее время эти направления получили новый импульс к развитию и имеют неплохие перспективы на фоне ограничений в рамках обязательной школьной программы.
2. STEAM-образование (от англ .S - science, T - technology, E - engineering, A - art и M – mathematics, - естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика) – смешанная учебная среда, в которой ученики применяют различные научные методы на практике.
Китайский рынок STEAM-образования уже не первый год демонстрирует устойчивую тенденцию к росту, превысив 50 млрд юаней в 2021 году [Ли Тин. K12 Цзяоюй гунсы жуцзю…, 2021].
На фоне введения ограничений в рамках программы «двойного сокращения», все большую популярность среди родителей завоевывают программы STEAM и учебные школьные лагеря, делающие упор на «двуязычное» или полностью англоязычное преподавание. Подобный языковой лагерь во время каникул включает в себя учебную программу по английскому языку, а также мероприятия на свежем воздухе для развития навыков устного общения ребенка и повышения его интереса к изучению языка. Таким образом удается, с одной стороны, обходить запрет на проведение занятий по предмету, входящему в обязательную программу (иностранный язык), с другой - реализуется проводимая Министерством политика по организации зимних и летних учебных лагерей для школьников.
Программы STEAM-обучения не являются чем-то новым. Еще до введения политики «двойного сокращения» и до вспыхнувшей пандемии коронавируса многие учебные заведения, включая организации дополнительного образования, уже начинали работать в этой сфере. Первые попытки создания подобных проектов были предприняты еще в 2005 г. компанией New Oriental. Проводимые ими ранее в выходные дни так называемые «Научные экспериментальные классы STEAM-обучения» - это междисциплинарный и комплексный курс, на каждом уроке которого дети узнают о науке, технологиях, инженерном деле, искусстве, математике и логике. Однако теперь подобные курсы преобразованы в занятия по будним дням в связи с тем, что в выходные дни ученики не должны заниматься и получать какие-либо домашние задания.
В октябре 2020 года компания New Oriental инвестировала в платформу «San Mao You», которая предлагает разнообразное содержание, связанное с темой туризма и культуры. Подобная платформа не только рассматривалась в качестве информационной площадки с туристическим и культурным контентом, но и как перспективный с точки зрения развития бизнеса проект. С самого начало было заявлено, что полученные от платного контента платформы средства, будут в основном использованы для создания обучающих курсов для школьников. Несмотря на введение новых мер, в 2021 финансовом году компания New Oriental получила $399 млн. дохода от услуг организации учебных туров для к детских садов, начальных и средних школ, разработки соответствующих программ и материалов, консультировании по вопросам обучения за рубежом, что составило 9,33% от общего дохода всей корпорации [Чжан Ди. Цяньтань яньсюэ люйсин…, 2022]. Таким образом, очевидно, что при грамотном участии компаний в реализации программ учебных поездок, есть возможность одновременно следовать указаниям Министерства, при этом сохраняя возможность развития бизнеса в новых условиях.
Организация учебных поездок
Сегодня учебные поездки должны быть включены в официальные программы начальных и средних школ. Школы могут самостоятельно распределять время в соответствии со своими учебными и образовательными планами, однако обязательно должны оповещать местные департаменты образования о предстоящих мероприятиях. Как правило, проведение учебных поездок начинается в 4-6 классах начальной школы и продолжается в средней школе первой и второй ступени. Основной возрастной и категорией являются дети в возрасте от 8 до 14 лет.
Учебные заведения должны в обязательном порядке информировать родителей о важности проводимых мероприятий, расписании, маршрутах передвижений, расходах родительских комитетов. Если школа проводит учебную поездку самостоятельно, она должна обеспечить определенное число школьных учителей и сотрудников, а также включать родителей в качестве сопровождающих лиц, отвечающих за проведение мероприятия и безопасность и учащихся. В таком случае с родителями подписывается соответствующее соглашение, регламентирующее обязанности и права школы, родителей и учащихся. Если школа заказывает учебную поездку у специализированной компании, с учреждением, предоставляющим услуги, подписывается договор, где четко указываются все положения, распределяется ответственность, права и обязанности сторон.
Механизм финансирования диверсифицирован. Школы могут использовать различные формы и каналы для привлечения средств на учебные поездки, например, от местных властей, общественных организаций, внутренних ресурсов и семей. Родители стремятся вкладывать деньги в образование детей и на фоне Политики «двойного сокращения», они будут готовы более активно оплачивать участие детей в различных учебных внеклассных мероприятиях, однако требования к качеству подобных программ предъявляются все более высокие [Гуаньюй иу цзяоюй цзедуань…, 2021]. Приоритет имеют в первую очередь те туры, которые проводятся при поддержке местных властей или в тесном сотрудничестве школы с агентством. При этом стоит отметить, что с возросшим предложением на рынке, цены на подобные активности несколько снизились по сравнению с допандемийным 2019 г. Так, доля родителей, тративших более 5 тыс. юаней снизилась с почти 80% до 50%, и сейчас траты на учебные поездки в среднем не превышают 3-5 тыс. юаней [Чжунсяо сюэшэн шуцзя яньсюэ…, 2021].
После объявления о начале реализации Политики «двойного сокращения» региональные Департаменты образования поочерёдно стали опубликовывать «уведомления по вопросам, связанным с расходами в рамках базового образования» [Яньсюэ люйсин…, 2021]. Уведомление предписывает, чтобы начиная с осеннего семестра 2021 года местные органы власти установили стандарты по оплате всех мероприятиях в рамках внеклассных занятий для детских садов, начальных и средних школ, а также способствовали полному охвату учащихся в рамках обязательного образования и стандартизации таких видов деятельности, как учебные поездки и социальная практика. Местные департаменты должны принимать во внимание фактическое социально-экономическое развитие региона, создавать и совершенствовать механизм корректировки ценообразования в сегменте всего дополнительного образования. Ключевым направлением работы остается придерживание принципа общественного благосостояния и не взымания плата в целях извлечения прибыли.
Одновременно с этим Департамент транспорта должен строго следит за соблюдением льготных тарифов на проезд детей. Департаменты культуры и туризма должны проводить политику по снижению или отмене платы за вход на культурные объекты, заповедные зоны и другие достопримечательности для учащихся начальной и средней школы, а также гарантировать предоставление качественных туристических услуг [Чжунсяосюэшэн цзунхэ шицзянь, 2018].
Органы страхового надзора и управления должны поощрять страховые компании к разработке целевых продуктов и внедрять льготные меры по стоимости страхования подобных мероприятий. Кроме того, власти призывают общественные организации все более активно участвовать в реализации подобных внешкольных активностей.
Проблемы и трудности в развитии отрасли
В конце 2021 г. было проведено исследование о мнении родителей относительно проведении учебных поездок за прошедший год. Примечательно, что среди имеющихся на сегодняшний день трудностей в развитии сегмента внеклассных активностей выделялись следующие: сложный процесс организации и не достаточно слаженная работа школы/учебного заведения (39%), обеспокоенность о безопасности проведения мероприятий (30,4%), недостаточное соответствие “цена-качество” (22%), то есть слишком завышенные цены при не всегда отвечающих требованиям или заявленной программе поездок (по словам 42% респондентов, вместо учебы поездка по сути превращалась в туристическую, либо в мероприятие с лишь небольшой учебной составляющей) и др. [Чжунсяо сюэшэн шуцзя яньсюэ…, 2021].
Возникающие трудности в организации и проведении учебных поездок в основном связаны с рядом ключевых проблем.
До сих пор сохраняется низкий порог входа в отрасль. Согласно «Правилам по организации услуг учебных туров», осуществлять подобную деятельность могут юридически зарегистрированные туристические агентства, имеющие специальный отдел и персонал, занимающиеся непосредственно учебными турами и персоналом [16]. Однако на деле до сих пор значительная часть агентств не имеют ни специальной подготовки, ни туристической квалификации и лицензиий. Рынок по проведению ознакомительных туров сильно фрагментирован, на нем присутствует множество участников самого разного качества. В настоящее время ряд регионов уже сформулировали политику по регулированию рынка учебных туров для начальной и средней школы. Так, например, департаменты образования проверяют сертификацию предприятий, а также требуют от школ подробного раскрытия свои расходов, однако пока неизвестно, насколько эффективными будут подобные меры.
Второй немаловажной проблемой является тот факт, что имеющиеся на рынке предложения далеко не всегда качественно разработаны. По сути под учебной поездкой подразумевается объединение образовательного процесса и внеклассного мероприятия. Однако в действительности лишь незначительная доля имеющихся учреждений имеют возможность планировать свои маршруты, консультировать учебные заведения и предлагать программы хорошего качества.
Следующей проблемой является нехватка квалифицированного персонала в компаниях, занимающихся организацией учебных поездок. По «Правилам по организации услуг учебных туров», в каждой группе во время подобных поездок должен быть назначен как минимум один куратор, отвечающий за планирование мероприятий и маршрутов, а также за руководство группой в процессе подготовки и проведения поездки [Гуаньюй иу цзяоюй цзедуань…, 2021]. Куратор должен обладать как широкими знаниями и высоким уровнем организационных и презентационных навыков. В действительности, далеко не у всех организаций есть сертификация на проведение соответствующей деятельности, а так называемые кураторы в лучшем случае являются организаторами экскурсий и не имеют лицензий гида. В настоящий момент формируется перечень критериев по оценке работы кураторов и специалистов, занимающихся организацией учебных поездок, а также более четкое регулирование подобных внеклассных мероприятий.
Еще одной важной составляющей является развитие инфраструктуры. Организация учебных и познавательных программ в рамках зимних и летних лагерей требует определенного оснащения и развития соответствующей инфраструктуры, которая пока есть далеко не во всех регионах и провинциях. С наращиванием тренда на подобные внеклассные активности, молодежные центры и лагеря должны будут уделить больше внимания не только грамотному планированию и составлению программ, но и улучшению среды и созданию новых возможностей для расширения своей деятельности.
Заключение
На сегодняшний день сегмент учебных поездок охватывает 194 млн учащихся начальных и средних школ. За последние 5 лет эта сфера прошла этап формирования и становления и только сейчас, после пандемии коронавируса, начинает свое качественное развитие. Несмотря на активную поддержку со стороны правительства, предстоит проделать еще большую работу по формированию критериев организации подобной деятельности, ее стандартизации и контролю качества. Очевидно, что на фоне резкого запрета в рамках политики “Двух сокращений” на проведение дополнительных платных занятий и требовании снижения учебной нагрузки учащихся, внеклассные поездки станут новым направлением, которое позволит учебным заведения и родителям реализовывать заявленную властями концепцию совместного качественного воспитания подрастающего поколения.
Помимо приобретения знаний в рамках учебного процесса, ученикам также необходимо иметь возможность не только получать новые впечатления и информацию, но и задействовать и практиковать в реальной ситуации полученные знания, чтобы «видеть и учиться». В этой связи ценность подобных школьных поездок неоспорима, как с точки зрения образовательного процесса, так и с точки зрения желания учеников исследовать мир. Тот факт, что пандемия хотя и оказала негативное влияние на весь учебный процесс и внеклассные активности, но тем не менее стала и новым витком развития сегмента, означает, что теперь работа в этом направлении будет вестись еще более активно.
В 14-ом пятилетнем плане развития страны (2021-2025 гг.) была утверждена цель качественного повышения уровня и содержания образования для достижения высокого качества социального развития государства [Чжунхуа жэньминь гунхэго…, 2021], поэтому реализация подобных программ внеклассных мероприятий в Китае безусловно станет неотъемлемой частью заявленного направления работы и будет способствовать всестороннему развитию учащихся.