Дзана-баи: из служанок в богини. Новые тенденции современного индуизма
Выпуск
2018 год
№ 5
DOI
10.31857/S086919080001854-6
Авторы
Раздел
Статьи
Страницы
113 - 124
Аннотация
Эта статья посвящена современным проявлениям индуизма, гибко реагирующего на актуальные вызовы социально-политического развития, и основана на данных полевых исследований в Западной Индии. Махараштра, один из 29 индийских штатов, помимо мировой известности Бомбея/Мумбаи, киностудий Болливуда и скальных храмов Аджанты и Эллоры, располагает еще одним прославленным брендом – богом Витхобой/Виттхалом/Пандурангом. Главный храм этого небожителя, региональной ипостаси общеиндийского Кришны, находится в г. Пандхарпуре на р. Бхиме, куда ежегодно, в определенную дату индусского лунного календаря, прибывают сотни тысяч паломников. Одна из их процессий формируется вокруг падук («оттиски стоп / сандалии») средневековой поэтессы, чьи творения содержат финальную строчку с именами «Дзани», «служанка Дзани» и «намина Дзани», т.е. «Дзани [из дома] Намдева». К началу XXI в. ее имя приросло духовно-возвышающим эпитетом «сант» (sant), т.е. святая, и словом-суффиксом «баи» (bāī), женщина. «Сант Дзана-баи» обрела собственные места поклонения, в которых она выступает как genius loci и как носитель кастовой гордости соответственно.
Получено
27.10.2018
Статья
Текста публикации не найдено