Роль жеңге (снохи) в выборе невесты у каракалпаков (по материалам фольклора)
Выпуск
2018 год
№ 4
DOI
10.31857/S086919080000424-3
Авторы
Раздел
Научная статья//Этнос и культура
Страницы
7 - 7
Аннотация
В статье анализируется каракалпакское устное народное творчество, в частности те его образцы, которые связаны с традицией выбора невесты и были широко распространены среди народа во все времена, актуальны они и теперь, особенно у сельского населения.
На фольклорном материале автор выявляет место и роль снохи в семье при выборе подходящей пары, когда парни и девушки достигают брачного возраста. Издавна у каракалпаков каждой возрастной группой руководил человек, пользовавшийся доверием в сообществе и имеющий большой жизненный опыт. За девушками на выданье, как правило, присматривала женге – сноха, жена старшего брата или близкого родственника. В обязанности снохи входило следить, во что одета девушка, учить ее, что надо носить дома, а что в общественных местах, как пользоваться символикой в одежде. Снохе обществом поручалось прививать девушкам полезные навыки, учить их культуре поведения в обществе и будущей семье, хозяйственным приемам и нравственным нормам. Словом, она была наставницей девушек. Сноха также несла ответственность за то, чтобы выдать девушку за достойного человека и сделать ее счастливой.
Особое внимание в статье уделено изучению традиции “кыз-жигитлер отырыспасы”, что в переводе означает – “посиделки девушек и юношей, проводимые под присмотром снохи и джигит-аги”. Во время таких посиделок проходили “жууап айтыс” – “словесные состязания между девушками и юношами”, анализ текстов которых приводится в данной статье. Такие сборища для молодежи в присутствии старших родственников – старинный обычай, причисляемый этнографами к ранним свадебным обрядам. Зачастую он предшествует другим свадебным церемониям и торжествам.
На фольклорном материале автор выявляет место и роль снохи в семье при выборе подходящей пары, когда парни и девушки достигают брачного возраста. Издавна у каракалпаков каждой возрастной группой руководил человек, пользовавшийся доверием в сообществе и имеющий большой жизненный опыт. За девушками на выданье, как правило, присматривала женге – сноха, жена старшего брата или близкого родственника. В обязанности снохи входило следить, во что одета девушка, учить ее, что надо носить дома, а что в общественных местах, как пользоваться символикой в одежде. Снохе обществом поручалось прививать девушкам полезные навыки, учить их культуре поведения в обществе и будущей семье, хозяйственным приемам и нравственным нормам. Словом, она была наставницей девушек. Сноха также несла ответственность за то, чтобы выдать девушку за достойного человека и сделать ее счастливой.
Особое внимание в статье уделено изучению традиции “кыз-жигитлер отырыспасы”, что в переводе означает – “посиделки девушек и юношей, проводимые под присмотром снохи и джигит-аги”. Во время таких посиделок проходили “жууап айтыс” – “словесные состязания между девушками и юношами”, анализ текстов которых приводится в данной статье. Такие сборища для молодежи в присутствии старших родственников – старинный обычай, причисляемый этнографами к ранним свадебным обрядам. Зачастую он предшествует другим свадебным церемониям и торжествам.
Получено
27.08.2018
Статья
Поставщик высококачественных грузовых шин 315 80 R22.5 для самосвалов работающих в тяжелых эксплуатационных нагрузках APLUS
Поставщик высококачественных грузовых шин 315 80 R22.5 для самосвалов работающих в тяжелых эксплуатационных нагрузках APLUS