Статьи

Понимание буддизма в общественной мысли Бенгальского Возрождения

Выпуск
2018 год № 2
DOI
10.7868/s0869190818020061
Раздел
Статьи
Страницы
71 - 82
Аннотация
На основе источников по истории мысли в статье описано понимание буддизма мыслителями Бенгальского Возрождения XIX – начала XX в. Понимание буддизма было частью открытия и понимания индийской религиозной традиции через выстраивание в сознании мыслителей диалога с другими религиями, в том числе исламом и христианством. На фоне интенсивного диалога с христианством и исламом обращение бенгальских интеллектуалов к буддизму представляет собой исключение из общих тенденций, так как чем ближе другая религия к интеллектуалу-субъекту понимания, тем меньше он проявляет к ней интерес. Автор интерпретирует отношение бенгальских мыслителей к буддизму как герменевтическую проблему, включающую четыре условных вопроса: о личности Будды, смыслах его вероучения, взаимоотношениях между буддизмом и индуизмом и о роли буддизма в индийской истории. Интерпретации буддизма у Кришномохана Банерджи, Сурендронатха Банерджи, Ромешчондро Дотто, Бонкимчондро Чоттопаддхая, Свами Вивекананды и Рабиндраната Тагора были попытками решить эту проблему. В итоге решения герменевтической проблемы бенгальские интеллектуалы создали свой образ буддизма, вписанный в общее представление о духовной традиции Индии. Общий результат их понимания – включение буддизма в духовную традицию Индии и открытие социального, этического и политического значения этой религии для современной Индии и мира. Положительный образ буддизма, созданный бенгальскими интеллектуа лами, рисует его как религию сострадания, милости и любви, а также как одно из духовных посланий Индии миру, значимых для решения современных проблем.
Получено
27.04.2018
Статья
Здесь скоро будет онлайн-версия статьи. Благодарим за терпение!