Статьи

К системному анализу количественных показателей развития образовательных систем арабских стран

Выпуск
2018 год № 1
DOI
10.7868/s0869190818010077
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
ведущий научный сотрудник
Раздел
Статьи
Страницы
65 - 79
Аннотация
В статье рассматривается состояние системы образования арабских стран по количественным показателям за период с 1980 до 2015 г. Проведенный нами анализ динамики количественной экспансии образования в Арабском мире за этот период позволяет выделить четыре характерных этапа этой экспансии: 1) 1980-е гг. – этап наиболее стремительной экспансии, он реально начался еще в 1970-е гг. и был тесно связан с нефтяным бумом; 2) конец 1980-х – 1990-е гг.– период замедления темпов роста в связи с затяжным падением цен на нефть, особо низкие темпы наблюдались в 1995–2000 гг., когда мировые цены на нефть достигли своего дна; 3) новое ускорение в 2000-х гг., связанное с вновь начавшимся экономическим ростом в арабских странах, обусловленным как ростом цен на нефть, так и удачными экономическими реформами в целом ряде арабских стран; 4) с 2011 г. – резкое замедление темпов количественной экспансии в связи с системным кризисом, вызванным трагическими событиями Арабской весны. Показано, что ситуация с количественным охватом населения образованием в регионе является крайне неравномерной. Для целого ряда стран задача адекватного количественного охвата населения образованием до сих пор сколько-нибудь удовлетворительно не решена. Речь идет, прежде всего, о таких странах, как Йемен, Мавритания и Судан, но также и о Марокко. В то же время, в таких арабских странах, как Иордания, Катар и Ливия уже к 2005 г. количественный охват образованием молодежи достиг уровня насыщения, что заставило администрации этих стран проводить коррекцию с целью замедления темпов образовательной экспансии. Для этих стран первоочередной задачей становится не дальнейшее расширение количественного охвата населения образованием, а улучшение его качества.
Получено
27.02.2018
Статья
Здесь скоро будет онлайн-версия статьи. Благодарим за терпение!