К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕРМИНА САКАЛИБА В ОТЧЕТЕ ИБН ФАДЛАНА
Выпуск
2014 год
№ 6
Авторы
Раздел
Научная статья//Исторический источник
Страницы
24 - 31
Аннотация
Статья предлагает новую интерпретацию термина “сакалиба ", который Ахмад ибн Фадлан, арабский путешественник первой половины Хв., употребляет в своем отчете по отношению к населению Среднего Поволжья. Наиболее вероятно, что этот термин бытовал в данном регионе в означенный период как демоним, т.е. обозначение жителей определенной территории, вне зависимости от их генеалогии, особенностей материальной и духовной культуры. Генезис демонима связан с этносом носителей именьковской археологической культуры IV-VII вв., сходной с достоверно славянскими культурами; с VIII в. ее сменяют тюркские и финно-угорские культуры. Путем от этнонима к демониму могли стать ассимиляционные процессы. Волжская Булгария появилась не ранее конца IX - начала Х в. как объединение различных по происхождению этнополитических групп под началом предводителя булгар. В 920-х гг. Алмуш, правитель булгар, и вслед за ним Ибн Фадлан обозначали термином “сакалиба" все подвластные Алмушу этнополитические объединения в совокупности. В ходе закрепления власти булгарских вождей на смену демониму “сакалиба" приходит термин “булгары" в трудах Ибн Русте, Мас‘уди, Истахри, Ибн Хаукаля и др.
Получено
27.12.2014